Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Федеральный научный центр реабилитации
инвалидов им Г.А. Альбрехта»
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации

Научная деятельность

Информационная деятельность


В настоящее время ФГБУ СПб НЦЭПР им. Г.А. Альбрехта Минтруда России является ведущей в России организацией по информационному обеспечению проблем инвалидности и инвалидов.

В рамках Федеральных программ проработаны теоретические положения по проблемам информационного обеспечения социальной сферы, разработаны Концепция информационного обеспечения проблем инвалидности, проект Информационно-справочной и аналитической системы учета и реабилитации инвалидов (Система), ведется большая работа по отработке ее элементов на практике, внедряются отдельные фрагменты Системы.

Система обеспечивает сбор и аналитическую обработку данных об инвалидах и их потребностях, сбор и предоставление специалистам данных о реабилитационных ресурсах региона.

Наличие оперативной информации по этим вопросам значительно повысит эффективность управления социальной защитой населения региона, позволит, более точно планировать направления развития местной реабилитационной индустрии.

ФГБУ СПб НЦЭПР им. Г.А. Альбрехта Минтруда России совместно с СП.АРМ имеют необходимый программный продукт и опыт внедрения системы сбора и предоставления всей информации по проблемам инвалидов и инвалидности. Имеющийся опыт позволяет внедрить разработанную Систему в любом регионе (области, городе) России.

Внедрение и отладка всей Системы целиком, включая "Региональный регистр инвалидов", информационно-справочную систему "Реабилитационные ресурсы региона" и Информационно-справочную систему "Среда жизнедеятельности инвалидов региона" может быть осуществлена в течение года.

Возможно поэтапное внедрение отдельных элементов Системы, как на региональном, так и на муниципальном уровнях.

Региональная информационно-справочная и аналитическая система учета и реабилитации инвалидов
Региональный регистр инвалидов и их потребностей
Автоматизация службы МСЭ
   Автоматизированное бюро МСЭ
Региональная автоматизированная информационно-справочная система по решению проблем инвалидности и инвалидов
Справочные системы

 


Региональная информационно-справочная и аналитическая система учета и реабилитации инвалидов

Одним из ключевых моментов оказания помощи инвалидам является разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации.

Именно при разработке индивидуальной программы реабилитации используется вся информация, предоставляемая всеми модулями Системы: данные об инвалидах и их потребностях, информация об реабилитационных услугах и организациях, их предоставляющих, описание среды жизнедеятельности.

Аналитическая часть Системы позволяет проводить совместный анализ информации, хранящейся во всех блоках Системы.

Очевидно, что большое количество вопросов, связанных с проблемами инвалидности и инвалидов, может быть решено путем предоставления необходимой, как конкретной, так и обобщенной информации об инвалидах, их потребностях и возможностях удовлетворения этих потребностей всем заинтересованным сторонам (руководителям всех рангов, специалистам, непосредственно инвалидам).

В связи с тем, что создаваемая Система является инструментом для проведения реформ, она способна гибко реагировать на структурные перестройки, происходящие в социальной сфере, в частности, на изменения:

  • федерального и регионального законодательства;
  • нормативно-правовой базы (подзаконных актов);
  • регламента работы службы МСЭ и реабилитации инвалидов;
  • вида, структуры и содержания документооборота;
  • методической базы МСЭ и реабилитации инвалидов;
  • структуры связей между исполнителями ИПР;

и прочего.

Для того, чтобы Система удовлетворяла всем, предъявляемым к ней требованиям, при ее создании использовано современное системное и прикладное программное обеспечение.

Использование современных интегрированных информационных технологий обеспечивает подключение к общим информационным ресурсам Системы практически неограниченного числа пользователей, гарантируют целостность и сохранность данных и позволяют в процессе эксплуатации Системы менять не только состав и содержание информационных блоков, но и структуру информационных связей между ними. Это, в свою очередь, дает возможность развивать и модернизировать Систему в будущем без необходимости радикальной замены программного обеспечения и организационных принципов ее работы.

 

В Системе реализованы следующие основные задачи:

  • сбор информации по проблемам инвалидности:
  • автоматизированный сбор информации об инвалидах в службе МСЭ;
  • верификация информации МСЭ об инвалидах в других службах;
  • сбор и актуализация (обновление) информации об реабилитационных ресурсах регионов;
  • сбор информации о правовом поле и среде жизнедеятельности инвалидов на региональном и федеральном
  • уровнях (законодательные и нормативные акты и их соответствие реальному состоянию социальной сферы региона);
  • хранение информации по проблемам инвалидности:
  • наполнение и обеспечение эксплуатации Федерального регистра инвалидов;
  • наполнение и обеспечение эксплуатации автоматизированного банка данных по реабилитационным ресурсам регионального и федерального уровней;
  • наполнение и обеспечение эксплуатации автоматизированного банка данных о среде жизнедеятельности регионального и федерального уровней;
  • формирование и наполнение рабочих баз данных служб МСЭ и реабилитации;
  • актуализация информации банков данных Системы;
  • анализ информации по проблемам инвалидности:
  • выявление потребностей инвалидов на макроуровне;
  • подготовка материалов информационно-статистического характера для государственной статистики и по произвольным запросам отдельных ведомств;
  • оценка различных вариантов возможного развития как служб МСЭ и реабилитации, так и предприятий реабилитационной индустрии, их сравнение и выбор для реализации наиболее перспективных;
  • прогнозирование изменения показателей инвалидности;
  • прогнозирование развития реабилитационной индустрии;
  • моделирование ситуаций, возникающих в результате принятия и выполнения различных управленческих решений.
  • распространение информации по проблемам инвалидности на современном уровне (СМИ, электронные средства связи и пр.):
  • подготовка и распространение информации в обществе о возможностях и потребностях инвалидов;
  • подготовка и распространение специализированной информации для различных организаций и учреждений о профессиональных, социальных и прочих возможностях инвалидов;
  • распространение информации о потребностях инвалидов для различных организаций и учреждений (поддержка рынка потребностей инвалидов);
  • обеспечение доступа инвалидов к информации о реабилитационных услугах и среде жизнедеятельности на уровне регионов и Российской Федерации в целом;
  • проведение мероприятий через средства массовой информации и электронные средства связи по социальной интеграции инвалидов в обществе и формированию позитивного отношения общества к инвалидам;
  • поддержка информационного обмена между всеми участниками реабилитационного процесса.

При создании Системы использовалось системное и прикладное программное обеспечение, обладающее следующими техническими возможностями:

  • конвертация существующих баз данных в формат Системы;
  • взаимодействие с существующими и вновь создаваемыми базами данных других систем;
  • обеспечение обмена информацией для актуализации и пополнения хранилища знаний всеми имеющимися способами;
  • обеспечение устойчивой работы Системы во всех широко распространенных операционных средах;
  • доступ к системе любого числа пользователей (количество пользователей ограничивается только мощностью сервера и условиями лицензии);
  • обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа, от сбоев в работе оборудования и т.д. на современном уровне.

 


Региональный регистр инвалидов и их потребностей, позволяющий собирать и поддерживать всю информацию об инвалидах и их потребностях

Первичная информация об инвалидах и их потребностях по результатам освидетельствования и выполнения отдельных реабилитационных мероприятий регистрируется службами МСЭ и реабилитации и предоставляется на вышестоящие уровни. На уровне бюро МСЭ проводится основная актуализация данных.

На региональном уровне, в Главном бюро МСЭ, проводиться контроль работы службы, административное и методическое руководство. На основе полученных данных, совместно с органами власти, разрабатываются комплексные региональные (муниципальные) программы оказания помощи инвалидам.

На уровне Главных бюро МСЭ также производится верификация баз данных при взаимодействии со службами ЗАГС, занятости, пенсионным фондом, органами МВД, ФСБ, МО и другими связанными с инвалидами органами и службами. Подобная работа возможна при наличии в этих службах соответствующих баз данных. При этом формат данных особой роли не играет. Предлагаемая Система может работать практически с любыми существующими форматами данных.

Интегрированные данные через окружной уровень или напрямую передаются в Федеральный регистр инвалидов. На федеральном уровне производится контроль над работой нижележащего уровня. На этом же уровне с использованием аналитического блока Системы может проводиться всесторонний анализ данных по проблемам инвалидности, разработка федеральных комплексных программ реабилитации, оценка влияния разрабатываемых и принимаемых нормативно-правовых актов и методических рекомендаций и т.д.

 


Автоматизация службы МСЭ

Автоматизация службы МСЭ позволяет проводить медико-социальную экспертизу на качественно новом уровне, поддерживать весь текущий документооборота с учетом местных условий, формировать банки данных на инвалидов и их социальные потребности, разрабатывать и контролировать выполнение индивидуальных программ реабилитации. Одной из подзадач автоматизации служб МСЭ РФ является передача данных в Региональный и Федеральный регистры, соответственно с этим формирование баз данных об инвалидах и их потребностях должно строиться на единых принципах.

Программное обеспечение “Автоматизированного бюро МСЭ”, созданное на базе СУБД Cache способно гибко реагировать на изменения нормативно-правовой базы, не зависит от организационной формы реализации службы МСЭ и позволяет решать следующие задачи:

  • формировать все необходимые документы, относящиеся к работе МСЭ;
  • обеспечивать одновременную работу разных пользователей с одним документом;
  • обеспечивать возможность обмена информацией с внешними базами данных (независимо от их формата данных);
  • представлять информацию в удобном для пользователя виде;
  • обеспечивать возможность обработки информации для получения стандартных и произвольных форм отчетности;
  • обеспечить сохранение целостности базы данных при сбоях в работе оборудования и ошибках пользователей.
  • устранить возможные логические противоречия в существующих и вновь принимаемых документах и, соответственно, в выходных формах.

Структура базы данных автоматизированного бюро МСЭ определяется структурой его информационных связей. Наполнение баз данных и их внутренние логические связи обеспечивают полную информационную поддержку перечисленных выше задач.

Базы данных, созданные на основе других СУБД и находящиеся на эксплуатации в настоящее время, сохраняются в рабочем состоянии, а их информационное наполнение конвертируется в формат “Автоматизированного бюро МСЭ” и хранилища данных Регионального регистра инвалидов. На основе предлагаемой технологии могут быть объединены и разрозненные базы данных, относящиеся к вопросам социальной защиты населения.

Первичная информация об инвалидах и их потребностях по результатам освидетельствования, разработки ИПР и выполнения отдельных реабилитационных мероприятий регистрируется службами МСЭ и реабилитации. На уровне бюро МСЭ проводится основной сбор и актуализация данных для Регионального регистра.

На уровне Регионального регистра производится верификация баз данных при взаимодействии со службами ЗАГС, занятости, пенсионным фондом, органами МВД, ФСБ, МО и другими связанными с инвалидами органами и службами (разработанная СПбНЦЭПР'ом и СП.АРМ'ом на основе СУБД Cache технология позволяет объединять в Единое хранилище информацию практически из любых баз данных по вопросам социальной защиты населения и здравоохранения). При этом формат предоставляемых данных не принципиален. Предлагаемое программное обеспечение может работать практически с любыми существующими форматами данных.

Автоматизированное бюро МСЭ состоит из автоматизированных рабочих мест объединенных в локальную сеть. Информация обо всех инвалидах, проходящих освидетельствование в бюро МСЭ, хранятся в единой базе данных бюро МСЭ и доступны на любом рабочем месте специалистов бюро МСЭ в соответствии с установленным для них уровнем доступа.

 


Автоматизированное бюро МСЭ

Построение и конфигурация "Автоматизированного бюро МСЭ" во многом зависят от местных условий. Конструктивным элементом информационной системы Бюро МСЭ является автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста. На этапе внедрения "Автоматизированного бюро МСЭ" в каком-либо городе (области, регионе) рекомендуется начинать с автоматизации работы хотя бы одного состава МСЭ (рис. 2). Это потребует внедрения как минимум четырёх рабочих мест: Регистратор, Эксперт, Председатель состава МСЭ, Реабилитолог. Обычно, для выполнения составом бюро МСЭ всех своих функций, автоматизированные рабочие места Эксперт одновременно внедряются по количеству специалистов, включенных в состав МСЭ, исходя из расчета одно рабочее место на каждого эксперта. Увеличение количества рабочих мест Эксперт позволит повысить пропускную способность бюро МСЭ за счет ускорения работы экспертов. Кроме четырех основных АРМ при необходимости могут быть приобретены и уставлены АРМСоциальный работник, Психолог и Заместитель главного врача поликлиники по экспертизе (для ЛПУ). Все эти рабочие места увязаны в единую систему и позволяют проводить освидетельствование, разрабатывать ИПР и подготавливать всю необходимую в бюро МСЭ документацию, включая документы строгой отчетности.

Внедрение в лечебно-профилактических учреждениях, направляющих на МСЭ, рабочего места Заместитель главного врача поликлиники по экспертизе позволит повысить эффективность работы службы МСЭ. Оно предназначено для подготовки направления на МСЭ и исключения ошибок при его оформлении, а также автоматической записи больных на прием в бюро МСЭ. Это рабочее место позволяет существенно уменьшить нагрузку на регистратора в бюро МСЭ, ликвидировать очереди в помещении бюро, исключить повторный ввод данных на больного, так как они будут передаваться в бюро МСЭ как на бумаге (стандартное направление), так и в электронном виде.

Анализ работы бюро МСЭ, текущий контроль оформления документации, оперативное получение максимально возможных данных на инвалида может производиться, как по принятым формам отчетности, так и по текущим данным с помощью специально созданного аналитического модуля. Для обеспечения этой возможности в Главном бюро МСЭ используется АРМ Главный эксперт.

При увеличении количества автоматизированных бюро МСЭ становится целесообразной организация центрального сервера бюро МСЭ, обеспечивающего надежное хранение и обработку данных об инвалидах всего города (области, региона), в зависимости от местных особенностей. Проводится формирование каналов информационного обмена с организациями, занимающимися вопросами реабилитации инвалидов.

 

Кроме того, для выездной комиссии возможно предоставление специального рабочего места, позволяющего оформлять всю документацию сразу в любых удаленных местах, даже при отсутствии электричества.

Все рабочие места унифицированы, обладают дружественным интерфейсом. Ввод данных максимально упрощен и основан на работе с многочисленными словарями и развертками, значительно унифицирующими и ускоряющими работу специалистов.

Стоимость работ по автоматизации бюро МСЭ и программного обеспечения в основном зависят от количества одновременно внедряемых рабочих мест и от того, чьими силами проводится внедрение (специалистами местных служб автоматизации или разработчиками программного обеспечения). Стоимость необходимого оборудования можно оценить после проведения обследования уровня компьютеризации бюро и службы МСЭ в целом города (области, региона).

Работа на автоматизированных рабочих местах требует определенных навыков и, обычно, прохождения специального курса обучения персоналом, работающим в бюро МСЭ. Это позволяет максимально полно использовать заложенные в программное обеспечение возможности и добиваться значительного повышения эффективности работы.

 


Региональная автоматизированная информационно-справочная система по решению проблем инвалидности и инвалидов (в дальнейшем Информационно-справочная система), аккумулирующая и поддерживающая в актуальном состоянии всю справочную, нормативно-методическую и прочую информацию по вопросам инвалидности и инвалидов

Информационно-справочная система имеет несколько уровней формирования информационных блоков. Самы нижний – уровень организаций, на котором обеспечивается информационная поддержка деятельности специалистов служб МСЭ и реабилитации, выявляются и описываются реабилитационные услуги и среда жизнедеятельности. Первичная информация передается на региональный уровень и используется инвалидами, службами МСЭ и реабилитации, организациями, предоставляющими реабилитационные услуги, создателями технических средств реабилитации.

На региональном уровне производится регистрация организаций оказывающих реабилитационные услуги, а также регистрация реабилитационных услуг в регионе, описывается среда жизнедеятельности инвалидов. Формируются, наполняются и ведутся региональные справочники по реабилитационным услугам и организациям их оказывающим, производится верификация и актуализация данных.

Данные о реабилитационных услугах и среде жизнедеятельности инвалидов региона могут передаваться на федеральный уровень. На федеральном уровне формируются справочники федерального значения. Такие, как, например, справочники нормативно-методических материалов, федеральных предприятий реабилитационной индустрии и их продукции, ГОСТы по среде жизнедеятельности и т.п. Организуется федеральная система оказания специализированной помощи, такой, как, например, протезная, ортопедическая, обеспечение специальной одеждой или техническими средствами реабилитации, специализированные консультационные услуги и пр.; формируются требования к среде жизнедеятельности, например на транспорте, в сфере туризма, культуры и пр.

Информационно-справочная система состоит из двух частей:

  • Региональная автоматизированная информационно-справочная система реабилитационных ресурсов регионов;
  • Региональная автоматизированная информационно-справочная система, описывающая актуальную среду жизнедеятельности инвалидов.

 


Справочные системы

Создана система справочников по проблемам инвалидности, проводится наполнение отдельных справочников, например, Справочник учебных заведений Санкт-Петербурга, обучающих инвалидов с подробным описанием требований и ограничений при приеме в учебное заведение, условий проживания и т.п.; Справочник технических средств реабилитации и пр.

В основном, справочники используются в автоматизированных рабочих местах Системы.