Рус Eng
Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Федеральный научный центр реабилитации
инвалидов им Г.А. Альбрехта»
Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации

Ранняя помощь

Документы

Эксперты

Научно-практические материалы

Обсуждения и предложения


Ранняя помощь детям их семьям  – это технология оказания помощи и поддержки детям раннего возраста с нарушениями в развитии (врождённые пороки развития, генетические нарушения, психоэмоциальные и психоневрологические нарушения, инвалидность) или с высокой степенью риска появления нарушений для содействия их оптимальному развитию и адаптации в обществе. Само понятие «ранняя помощь» подразумевает, что она предоставляется на самых ранних этапах развития ребенка возраста 0-3 года, когда его мозг пластичен и может положительно реагировать на абилитационные усилия, а минимизация стресса в семье, переживаемого в связи с рождением «особенного» ребенка, способствует формированию адекватного и конструктивного отношения к его последующему развитию.
Что касается верхней возрастной границы, то для детей, которые по разным причинам не могут быть включены в систему дошкольного воспитания даже по адаптированным программам, услуги ранней помощи могут предоставляться до 7-летнего возраста.
 
Необходимость развития ранней помощи в Российской Федерации обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для детей, находящихся в социально опасном положении.
 
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 1839-р  утверждена Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. № 2723-р утвержден «План мероприятии по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года». Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. №2723-р Минтруду России поручено осуществление  контроля за выполнением плана мероприятии по реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.  Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации определен Минтрудом России в качестве ведущей организации в решении вопросов ранней помощи.
 
 

Термины и определения


Ранняя помощь детям и их семьям: комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их вовлеченности в естественные жизненные ситуации, формирование позитивного взаимодействия и отношений детей и родителей, детей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в семье в целом, включение детей в среду сверстников и их интеграцию вобщество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц.


Дети целевой группы (дети, нуждающиеся в ранней помощи): дети в возрасте от 0 до 3 лет, имеющие ограничение жизнедеятельности или из группы риска. Дети группы риска в сфере ранней помощи: дети в возрасте до 3 лет с риском развития ограничений жизнедеятельности в связи с неблагоприятным воздействием биологических факторов или факторов окружающей среды.


Индивидуальная программа ранней помощи: документ, оформленный в письменном и электронном виде, составленный на основании оценки функционирования ребенка в контексте влияния факторов окружающей среды, включая взаимодействие и отношения с родителями, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье, содержащий цели ранней помощи, естественные жизненные ситуации, в которых планируется их достижение, перечень услуг ранней помощи, объём, сроки, ведущего специалиста, исполнителей, формы и места их оказания.


Естественные жизненные ситуации ребенка: жизненные ситуации дома, вне дома и в обществе, характерные для типично развивающихся сверстников. Ребенок с ограничением жизнедеятельности: ребенок, имеющий ограничение активности или возможности участия в естественных жизненных ситуациях вследствие нарушения структур или функций организма, а также влияния факторов окружающей среды.


Функционирование ребенка (функционирование ребенка, нуждающегося в ранней помощи): положительные проявления активности и участия ребенка в естественных жизненных ситуациях.


Семья: круг лиц, совместно проживающих с ребенком, включая родителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, близких родственников, других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, а также, при проживании ребенка в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - дети и воспитатели группы проживания ребенка.


Услуга ранней помощи: комплекс профессиональных действий, направленных на достижение целей ранней помощи детям и их семьям. Пролонгирование услуг ранней помощи - услуги ранней помощи могут быть пролонгированы для детей старше 3-х лет по ежегодному решению консилиума организации, предоставляющей услуги ранней помощи, в том числе, с целью подготовки к переходу и сопровождения в ходе адаптации ребенка в образовательной организации.


Получатели услуг ранней помощи: дети целевой группы и их семьи.


Поставщик услуг ранней помощи: государственная организация/учреждение системы социальной защиты, здравоохранения, образования или негосударственная организация, в которой создано специализированное структурное подразделение, предоставляющее услуги ранней помощи на основании настоящего стандарта.